Методы и технологии ранней профориентации

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
 Направление  Показатели  Установка ребенка
 Сфера интересов  

Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей. С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.). С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс. С интересом смотрит фильм, видео о профессиях, предприятиях города, задает вопросы. Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности .

"Мне это интересно!"
Сфера представлений

 

Способен рассказать: о профессии и месте работы родителей; о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий ; о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат); об общественной значимости труда; о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека.

"Я знаю!"
Сфера опыта и нравственных установок

Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности. Гордится профессией своих родителей . Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда). Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений . Сформирован: опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, собрать простейший механизм и т.п.); опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности; опыт конструирования, изготовления макетов, моделей; опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека; опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму; опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру; опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца; опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.

"Я пробовал и привык трудиться и создавать!"

"Мои родители меня поддержат!"

 

дошкольные образовательные учреждения
 Наименование формы  Ссылка на пример
Изготовление технологических карт по профессиональным действиям  в виде мнемотаблиц (схем)

 https://www.youtube.com/watch?v=2_CHSnNaWEU ("живая" мнемосхема по стихам о профессиях)

http://doshkolnik.ru/okr-mir/17800-razrabotka-mnemotablic-dlya-oznakomleniya-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-professiyami-vzroslyh.html (разработка мненотаблиц для ознакомления с профессиями)

https://bur-96-ka.tvoysadik.ru/site/pub?id=916 (рассказы о профессиях на основе мнемотаблиц)

http://odaryonnost.ucoz.ru/biblioteka/sbornik_rannjaja_proforientacija.pdf (стр.26)

Творческое моделирование и проектирование

https://www.maam.ru/detskijsad/tvorcheskoe-modelirovanie-v-profesionalnoi-orientaci-doshkolnikov.html

https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр.312)

Создание мобильных интерактивных "мастерских" ("Спасательная служба", "Фермерское хозяйство")

 http://wiki.iro23.info/images/b/b2/IP2017_DOO_1_Novorossiysk_MBDOU_13_arhireeva_proekt.pdf 

http://odaryonnost.ucoz.ru/biblioteka/sbornik_rannjaja_proforientacija.pdf (стр.21)

https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр.136)

https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр.343)

https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр.348)

Создание развивающих пособий по знакомству с профессиями

https://cloud.mail.ru/public/2zUx/LrEoBWCUg
Виртуальные экскурсии

http://odaryonnost.ucoz.ru/biblioteka/sbornik_rannjaja_proforientacija.pdf (стр.17)

см. http://128.dou.spb.ru/opornyj-tsentr-kidskills/proskills-nev-family (районный проект ProSkills_NEV_family)

Создание навигатора профессия (по территориальному принципу)

https://cloud.mail.ru/public/JLUz/WZiXWrs2b

http://odaryonnost.ucoz.ru/biblioteka/sbornik_rannjaja_proforientacija.pdf (стр.38)

Изготовдение лэпбуков

https://cyberleninka.ru/article/n/lepbuk-kak-innovatsionnaya-forma-ranney-proforientatsii-detey-doshkolnogo-vozrasta

https://xn--d1abbusdciv.xn--p1ai/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE-%D0%BE-%D0%B2-%D0%BB%D1%8D%D0%BF%D0%B1%D1%83%D0%BA-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/

https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр.127)

Совместная трудовая деятельность

 Например, акции "Посади дерево", "Наша клумба" и др.

Создание электронных пособий-игр

https://videouroki.net/razrabotki/eliektronnoie-posobiie-intieraktivnaia-ighra-ughadai-profiessiiu-dlia-dietiei-st.html ("Угадай профессию")

Создание мультфильмов о профессиях

Электронное "Портфолио профессий" http://www.sc.adm-edu.spb.ru/5kor/data/uploads/nasha-shk/innovac/merged.pdf
STEM-технологии https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр.133)
"Инженерный детский сад" https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр.160)
Проф-центр

https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр.172)

https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр. 213)

Кластерный подход - взаимодействие с родителями и социальными институтами https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр.269)
Детское телевиденье https://spbappo.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy/osnovnyye-svedeniya/metodicheskaya-deyatelnost/detskiy-sad-budushchego/ (стр.339)

 

общеобразовательные учреждения

Примеры авторскиx программ "ВОСПИТАНИЕ+". Авторские программы школ России, составленные Институтом стратегии развития образования Российской академии образования (2020 год) (ВОСПИТАНИЕ+ Авторские программы школ России (избранные модули) : Сборник / Составители Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов, В. В. Круглов, И. С. Парфенова, И. В. Степанова, Е. О. Черкашин, И. Ю. Шустова. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», 2020. – 97 с. (Примерная программа воспитания)) (стр. 38)

Формы и методы ранней профориентации детей и молодежи (Научно-методическое пособие «Наша новая профориентация» является приложением к научно-методическому журналу «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования», стр.25-26)

Направление  деятельности  Целевая направленность  Примеры форм и методов работы
Профессионально-образовательное информирование Обеспечение обучающихся и их родителей информацией, необходимой для ориентации в профориентационно значимом пространстве

 Сеанс информации (классный час, родительское собрание, лекция и др).Встреча с профессионалом. Презентация контекста (экскурсия, День открытых дверей / турникетов, тестдрайв студенческой жизни, мастер-класс и др.). Наглядные материалы. Интернет-ресурсы.

Практикоориентированная поддержка профессиональных проб Включение самоопределяющегося человека в практическую деятельность Профессиональные пробы (в форме территориального сетевого цикла профпроб). Предпрофессиональное и профессиональное обучение. Практико-ориентированные проекты. Метод кейсов. Социальные практики и волонтёрство.
Профориентационный нетворкинг Формирование образа системы актуальных и перспективных связей в системе «обучающийся – родители – эксперт» Коммуникативная площадка (в т.ч. коворкинг профориентационной направленности). Нетворкинг - сессия. Ярмарка умений.
Интеграция и ивент Достижение синергетического эффекта от совместного использования различных форм для предпрофессиональных проб, в сочетании с особой «вдохновляющей средой» (ивент-средой). Форумы и фестивали по ранней профориентации. Профессиональные конкурсы для школьников.

 

Проектная деятельность ("метод проектов") (Научно-методическое пособие «Наша новая профориентация» является приложением к научно-методическому журналу «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования», стр. 27-29 *Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.)

Технология организации проектной деятельности обучающихся («метод проектов») – образовательная технология, основанная на постановке и достижении обучающимися практически значимых целей. Такой целью может выступать разрешение социально значимой проблемы или удовлетворение потребностей заказчика. Практическим результатом учебного проекта выступает, таким образом, тот или иной практически значимый продукт. Этапы учебного проекта (постановка цели, планирование, поиск информации, разработка продукта, презентация продукта, рефлексивное последействие10) соответствуют логике развертывания любого «взрослого» проекта – производственнотехнологического, предпринимательского, инновационного и т.д. Соответственно, предмет проектной деятельности может варьироваться от творческого фантазирования на тему мира и профессий в будущем (в начальных классах) до изучения собственных профессионально значимых потенциалов и особенностей новых видов профессиональной деятельности (на основной ступени образования) и проектирования технологий завтрашнего дня (на основной и средней ступени образования).  Примеры продуктов: Атлас (мира, государства, отрасли, профессий, компетенций или др.), видеофильм, видеоролик, видеоклип, выставка, дизайн-макет полиграфической и сувенирной продукции, лайфхаки с иллюстрациями, модель, оформление кабинета, коридора, зала, кафе, любого другого помещения или открытого пространства, серия иллюстраций (а может быть, и комикс), сценарий (вечера, дискуссии, фестиваля и т.д.), флешмоб, челлендж и др.

Примеры тематик проектов: Будущее профессии кинорежиссёра (хирурга, шеф-повара, строителя, ...), Материалы будущего, Подводный город будущего и его обитатели, Придумай фамилию нового века, Профессии, в которых нельзя заменить человека: а такие есть?, Профессии моих родителей: сегодня и в 2050 году, Робот – универсальная развивающая игрушка для дошкольников: каким он должен быть?, Человек будущего и др. Научно-методическое пособие «Наша новая профориентация» является приложением к научно-методическому журналу «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования», стр.101-102)

Нетворкинг (Научно-методическое пособие «Наша новая профориентация» является приложением к научно-методическому журналу «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования», стр. 29-30 *Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р.)

Цель нетворкинга в контексте профессиональных проб – создание плодотворной и успешной коммуникации между основными субъектами профессионального выбора – обучающимися, их родителями и работодателями (экспертами). Для эффективной коммуникации в субъектном поле профориентационного нетворкинга необходим дополнительный субъект, осуществляющий функции организатора, обеспечивающего пространство встречи, общения и взаимодействия на специально созданных площадках. Эти функции целесообразно отдать образовательным организациям. При этом необходимо обеспечить три типа педагогически управляемого профориентационного взаимодействия: • родители – обучающиеся; • работодатели – обучающиеся; • работодатели – родители.

по отношению к обучающимся – педагогическое сопровождение их профессионального самоопределения посредством содержательного знакомства с реальными носителями социально-профессионального контекста (специалистами, руководителями, предпринимателями) с использованием практико-ориентированных форм сопровождения профессионального выбора (профпробы и др.); 

по отношению к родителям – коррекция представлений о мире труда и профессий, распространенных в родительском сообществе; преодоление деформаций в ценностных основаниях профессионально-трудовой деятельности, восстановление ценности профессионализма.

Примеры тематик нетворкинга: "Урок от профессионалов", "День профессий", "Мама, папа - гид", "Родительский день", "Урок для учителей" и др. Научно-методическое пособие «Наша новая профориентация» является приложением к научно-методическому журналу «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования», стр. 55-80)

Элементы профориентации на уроках (опыт Опорного центра по профориентации ГБУ ДО Центр диагностики и консультирования, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Петроградского района Санкт-Петербурга «Психолого-педагогический центр «Здоровье», представленный на I Всероссийской конференции с международным участием по ранней профориентации "Умения юных", 11.02.2022)

 Математика

Задачи и примеры их практического использования в быту и повседневной жизни человека

 

Краткие беседы о профессии, которая упоминается в условии задачи или в процессе ее решения. Практическая демонстрация места и значения математики в деятельности человека (без нее не обойтись программисту, экономисту, финансисту, архитектору, инженеру и так далее).

 
 Русский язык  Изучение частей речи, словарных слов  Ученики получают карточки с названиями разных профессий. Для каждой из них им нужно записать в тетрадь по 5-7 предметов труда (к примеру, для врача: шприц, вата, бинт, зеленка, градусник, таблетки и так далее).

В процессе изучения правописания слов, относящихся к категории словарных (корабль, футбол, хоккей, библиотека, космос, почтальон, компьютер) можно попутно знакомить детей с разными видами деятельности.

Окружающий мир  Освещение всего спектра профессий  «Наши защитники», «Таланты и знаменитости», «Наш край», «Хозяйство человека», «Откуда берется хлеб», «Дерево в жизни человека», «Счастливого пути», «Виды промышленности».
 ИЗО  Темы, посвященные оформительскому искусству, дизайну, скульптуре  Практические занятия, позволяющие каждому ученику попробовать себя в роли художника-оформителя, иллюстратора, дизайнера, декоратора, скульптора, модельера.
 Технология  Темы, посвященные профессиям  Перевоплощение школьников в представителей различных профессий: строителя, машиниста, архитектора, рекламного (туристического) агента и прочих.
 
 психологические методики
 Наименование методики  Дети старшего дошкольного возраста  Дети младшего дошкольного возраста
Методика А.И. Савенкова (Карта одаренности) подходит подходит
Методика Л.Н. Прохоровой "Выбор деятельности" подходит подходит
Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии»   требует адаптации 4 класс, требует адаптации
Методика "Карта интересова" (модифицированная методика А.Е.Голомштока)  - 4 класс, требует адаптации

Диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера) (В.П. Кондрашов)

подходит  -
Модифицированный опросник «Профессиональная деятельность» Л.В. Куцаковой подходит -
Диагностика игровой деятельности (игры профессионального характера). В.П. Кондрашов подходит подходит
Методика ТАС - Тест апперцепции символов (Нагибина, Афанасьева). подходит подходит
Диагностическая методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик «Представления о труде взрослых» подходит подходит
Проективная методика «Рисунок семьи» подходит подходит
Интеллектуальная одаренность: интеллектуальнаяшкалаСтенфорд-Бине; «Прогрессивные матрицы» Дж. Равена; невербальный тест Р. Кеттелла; методику экспресс диагностики интеллектуальных способностей (МЭДИС 6-7) И.С. Авериной, Е.И. Щеблановой. подходит подходит
Вербальная (словесная) креативность: тест Дж. Гилфорда в адаптации Е.Е. Туник (субтесты «Необычное использование», «Заключения», «Слова», «Словесная ассоциация») подходит подходит
Невербальная креативность: фигурный тест П.Торренса в адаптации Е.И. Щеблановой, Н.П. Щербо, Н.Б. Шумаковой
(субтесты «Нарисуй картинку», «Закончи рисунок», «Повторяющиеся фигуры»)
подходит подходит
 
детская литература о профессиях
 Наименование  Описание
Научно-познавательная серия "Зачем? Отчего? Почему?", издетельство «АСТ»  

Над ней работали именитые зарубежные авторы-иллюстраторы детских книг — Анне Мёллер, Ангела Вайнхольд, Дорис Рюбель, Теа Росс, а также отечественные художники Владимир Юденков, создавший десяток карт-раскрасок для детей, Мария Кропотова, рисовавшая образы героев современных сказок Силены Андерс, и не только.

Из книг с окошками малыши узнают, где ночуют экскаваторы и живут звери, что клюют куры, а мама хранит в шкафу, какого размера яйцо динозавра, может ли кошка говорить, как грязные вещи становятся чистыми, а жеребенок появляется на свет, для чего нужен нос, когда на помощь приходят спасатели и цветет ромашка, почему собака любит гулять, а кузнечики стрекочут, какие машины используют на стройке, зачем птицы строят гнезда, а слон носит хобот, отчего у часов две стрелки, чем раки отличаются от крабов, и о многом другом. Издания, выполненные в твердом переплете в виде блокнота на кольцах, будут интересны детям с двух лет.

Серия "Когда я вырасту я стану...буду..." издательство "Поляндрия"  Книги, которые помогают повысить интерес юного читателя к многообразию окружающего мира и разобраться в трудностях на пути взросления. В фокусе внимания "Поляндрии" литература, которая ставит перед детьми жизненно важные вопросы и даёт на них простые и понятные ответы.
Эти книги помогут развить полезное любопытство, научат не бояться жизненных проблем, понять их суть (может быть, не только детям, но и взрослым).
Серия книг "Кем быть?" Инна Карпова  

Эти книги позволят ребенку заглянуть в загадочный мир взрослых дел. Кем быть ― доктором, космонавтом или продавцом в конфетном отделе? Откуда берутся разные вещи, как они сделаны и почему они так называются? Каждый выпуск серии посвящен одной профессии и показывает ребенку человеческий труд с самой интересной и увлекательной стороны, позволяя ему больше узнать об окружающем мире.

На данный момент в книжной серии вышли пять книг о следующих профессиях — художник, спасатель, пекарь, шофер и портной. Ниже можно скачать и посмотреть эти книги. В будущем планируются к выпуску книги о профессиях — доктор, астроном, учитель, пожарный и других.

Профисказки «Приключения Бабахина и его друзей»  Авторы книги Антон Смирнов, Вадим Новак, Андрей Кравченко создали уникальный продукт художественно-образовательной литературы для дошкольников и начальной школы. Основное отличие проекта – это формирование у юного читателя цельной картины мира и представлений о труде. Все профессии рассматриваются не сами по себе, а внутри контекста технологического процесса, взаимодействия профессий.
 "Город добрых дел" Ричард Скарри  «Город Добрых Дел» - идеальное пособие для развития детей в возрасте 2-7 лет. Благодаря красочным картинкам и короткому тексту на страницах, чтение становится увлекательным приключением, которое открывает ребёнку новые горизонты знаний о профессиях, и о том, как функционируют разные здания в городе. В новом издании книги малышей ждет еще больше страниц, еще больше новой информации!
 "Тату и Пату идут на работу" Хавукайнен Айно, Тойвонен Сами  Куда так спешат взрослые каждое утро? Может быть, они торопятся за бесплатным мороженым? Тату и Пату должны это выяснить!
Оказывается, по утрам взрослые бегут... на работу. Наверное, это ужасно интересно - работать пекарем или парикмахером, журналистом или музыкантом, строителем или пожарным! Любопытства Тату и Пату не занимать, и они решают попробовать себя во всех профессиях, какие только попались им на доске объявлений. Что же из этого выйдет?..